Социокультурный проект для детей с синдромом Дауна «СОЛНЫШКИ»
Целевая группа: Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 10-ти лет
Место проведения: Районная библиотека, читальный зал
Нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Семейный Кодекс Российской Федерации.
- Закон о защите прав детей-инвалидов
- Федеральный Закон Российской Федерации 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
- Законы Российской Федерации:
- Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации от 10.12.95г.№195-ФЗ
- О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.96г. №159=ФЗ;
- Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации от 24.07.98г.№124-ФЗ;
- «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Письмо Министерство Образования науки РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами».
Цель проекта: Социокультурная адаптация и интеграция в общество детей с синдромом Дауна.
Формирование в обществе толерантного отношения к детям с синдромом Дауна.
Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
Задачи:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты – слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей.
Принципы разработки и реализации программы
- Принцип индивидуальности
- Принцип коллективной творческой деятельности
- Принцип комплексности
- Принцип сотрудничества
- Принцип добровольности и равноправия
Источники финансирования. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения
Ожидаемые результаты. Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
- Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
- Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
- Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
- Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-10 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
- Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Программы развития детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от 0 до 4 лет, при условии, что ребенок растет в семье. Но дети с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях домашнего воспитания и обучения.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 10-ти лет
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты – слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся возможностей и состояния здоровья.
Основные задачи.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Воспитание положительных качеств.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).
Результаты проекта
Основной результат:
1) Социальная активность;
2) Повышение интереса к досуговым мероприятиям;
3) Повышение адаптивности в общении.
Виды деятельности по проекту для достижения этого результата:
1) Участие в конкурсе на лучший рисунок, поделку.
2) Проведение досуговых мероприятий.
Качественные результаты проекта:
1) Развитие творческих способностей;
2) Высокий уровень самовыражении, положительные эмоции;
3) Активность и желание общаться.
Мероприятия:
– встреча за «круглым столом» «Социокультурная адаптация и интеграция в общество детей с синдромом Дауна посредством единого подхода учреждений культуры».
– акция «Передай добро по кругу» – фотовыставка «Синдром Добра». Цель акции -формирование в обществе толерантного отношения к детям с синдромом Дауна. Герои фотовыставки – наши «солнечные» дети, маленькие Гафурийцы;
– Международный день с синдромом Дауна «В кругу друзей»;
– культурно-досуговые мероприятия «Весёлые человечки»;
– празднично-новогодняя программа с элементами анимации и театрализации
– «уроки доброты» на тему толерантности;
– творческие мастер-классы и арт-терапия;
– спортивно-развлекательные, подвижные игры
Устойчивость проекта:
Проект «Солнышки» предусматривает и организацию культурного досуга для родителей и детей с синдромом Дауна. Стоит подчеркнуть, что основная их задача не только организация мероприятий для этой категории пользователей, но и их участие в мероприятиях для смешанной по состоянию здоровья детской аудитории. Задача сложная – необходимо учитывать возможности всех категорий детей, стараясь задействовать их сильные стороны и моделировать мероприятия таким образом, чтобы всем было не только интересно, но и каждый ребенок смог бы в нем активно участвовать, подружить детей таким образом, чтобы ребята помогали друг другу, испытывали радость от общения.
Эффективность проекта будет выявлена путем мониторинга мнения родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна к организации и проведения мероприятий в рамках проекта.