logo
Детская библиотека
муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система»
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан

Часы работы


Ежедневно: 09:00-18:00
СБ: 10:00-17:00
Выходной: ВС

Социокультурный проект для детей с синдромом Дауна «СОЛНЫШКИ»

Целевая группа: Дети с синдромом Дауна  в возрасте от 5-ти до 10-ти лет

Место проведения: Районная библиотека, читальный зал

Нормативно-правовая база:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Семейный Кодекс Российской Федерации.
  • Закон о защите прав детей-инвалидов
  • Федеральный Закон Российской Федерации 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
  • Законы Российской Федерации:
  • Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации от 10.12.95г.№195-ФЗ
  • О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.96г. №159=ФЗ;
  • Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации от 24.07.98г.№124-ФЗ;
  • «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Министерство Образования науки РФ 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами».

Цель проекта: Социокультурная адаптация и интеграция в общество детей с синдромом Дауна.

Формирование в обществе толерантного отношения к детям с синдромом Дауна.

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.

Задачи:

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты – слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей.

Принципы разработки и реализации программы

  • Принцип индивидуальности
  • Принцип коллективной творческой деятельности
  • Принцип комплексности
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип добровольности и равноправия

Источники финансирования. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения

Ожидаемые результаты. Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те  особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

  1. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
  2. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
  3. Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
  4. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-10 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
  5. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.

Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.

Программы развития  детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от  0 до 4 лет, при условии,  что  ребенок растет  в семье. Но дети  с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают  своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от  сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях  домашнего воспитания и обучения.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 10-ти лет

ЗАДАЧИ:

1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.

2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).

4.Развивать общую и мелкую моторику.

5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.

6.Стимулировать речевую активность.

7.Развивать личностные качества ребенка.

8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.

9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации   жесты, жесты – слова, слова-слова).

10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся  возможностей и состояния здоровья.

Основные задачи.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Воспитание положительных качеств.

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).

Результаты проекта

Основной результат:

1) Социальная активность;

2) Повышение интереса к досуговым мероприятиям;

3) Повышение адаптивности в общении.

Виды деятельности по проекту для достижения этого результата:

1) Участие в конкурсе на лучший рисунок, поделку.

2) Проведение досуговых мероприятий.

Качественные результаты проекта:

1) Развитие творческих способностей;

2) Высокий уровень самовыражении, положительные эмоции;

3)  Активность и желание  общаться.

Мероприятия:

– встреча за «круглым столом» «Социокультурная адаптация и интеграция в общество детей с синдромом Дауна посредством единого подхода учреждений культуры».

– акция «Передай добро по кругу» – фотовыставка «Синдром Добра». Цель акции -формирование в обществе толерантного отношения к детям с синдромом Дауна. Герои фотовыставки – наши «солнечные» дети, маленькие Гафурийцы;

– Международный день с  синдромом Дауна «В кругу друзей»;

– культурно-досуговые мероприятия «Весёлые человечки»;

– празднично-новогодняя программа с элементами анимации и театрализации

– «уроки доброты» на тему толерантности;

– творческие мастер-классы и арт-терапия;

– спортивно-развлекательные, подвижные  игры

Устойчивость проекта:

Проект «Солнышки» предусматривает и организацию культурного досуга для родителей и детей с синдромом Дауна. Стоит подчеркнуть, что основная их задача не только организация мероприятий для этой категории пользователей, но и их участие в мероприятиях для смешанной по состоянию здоровья детской аудитории. Задача сложная – необходимо учитывать возможности всех категорий детей, стараясь задействовать их сильные стороны и моделировать мероприятия таким образом, чтобы всем было не только интересно, но и каждый ребенок смог бы в нем активно участвовать, подружить детей таким образом, чтобы ребята помогали друг другу, испытывали радость от общения.

Эффективность проекта будет выявлена путем мониторинга  мнения родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна к организации и проведения мероприятий в рамках проекта.